Авторизация


Каталог организаций



Реклама





Т+ в цифрах


Реклама

Анкетирование как способ исследования

В социологии метод анкетирования является одним из самых эффективных методов. Посредством анкетного опроса можно масштабно охватить проблему и собрать по данной проблеме существенную информацию. В социологии выделяют 3 вида (метода) анкетирования:

· Раздаточное анкетирование – самый эффективный из всех видов анкетирования, так как происходит стопроцентный возврат анкет

· Почтовое анкетирование. Здесь анкеты распространяются по почте и, при наличии конверта с обратным адресом, к социологу возвращается от 40% до 60% анкет (без конверта от 7% до 11%).

· Прессовое анкетирование. Здесь анкета печатается в газете либо журнале. Самый неэффективный метод (вид) анкетирования, так как возвращается от 1% до 3% анкет.

Анкета – инструментарий исследования, в котором находится совокупность вопросов по проблеме исследования (соответствуют целям и задачам исследования). Анкета состоит из 4 частей:

1) Вводная часть (обращение к респонденту). Называется тема (проблема) исследования, называется организация, которая проводит анкетирование, указывается принцип анонимности. Даётся инструкция по заполнению анкеты. Выражается благодарность за участие респондентов в анкетировании.

2) Основная часть. Находится от 20 до 40 вопросов по проблеме исследования (при аналитическом исследовании в основной части анкеты может быть до 80 вопросов). Все вопросы основной части располагаются в соответствии с целями и задачами исследования.

3) Заключительная часть (паспортичка, блок социально-демографических вопросов). Содержит вопросы о личности респондента. Сюда обязательно входят следующие вопросы:

- ваш пол (мужской, женский)

- ваш возраст (разбивается на промежутки 3-5 лет)

- ваш социальный статус (учащийся/студент, предприниматель/бизнесмен/фермер, работник государственной сферы, наёмный работник негосударственной сферы, военнослужащий, пенсионер, безработный, домохозяин)

- ваше образование (базовое, среднее, средне-специальное, незаконченное высшее/высшее)

- место жительства (городская местность, сельская местность)

4) Путь возврата анкеты. Даётся адрес, по которому анкету возвращают социологу (при почтовом и прессовом анкетировании)

1) Открытые вопросы – в них не даётся вариантов ответа и сам респондент отвечает на вопрос так, как считает нужным.

2) Зарытые вопросы – здесь даются варианты ответа, и респондент может выбрать один или несколько вариантов ответа. Делятся на два вида:

А) альтернативные вопросы – два варианта ответа (да, нет)

Б) вопросы-меню – содержат от 5 до 20 вариантов ответа

3) Полузакрытые вопросы – здесь даётся несколько вариантов ответа, последним из которых идёт вариант «иное» или «свой вариант ответа»

4) Вопросы-фильтры – они отсеивают тех респондентов, которые не знакомы с проблемой исследования и не могут дать социологу необходимую информацию

5) Контрольные вопросы – они контролируют искренность ответов респондентов (всегда взаимосвязаны с основными вопросами темы)

6) Основные вопросы – они наиболее полно освещают проблему исследования и соответствуют задачам исследования (конкретизируют и уточняют их)

7) Вопросы об отношении к чему-либо – они выясняют, как относится респондент к той или иной проблеме и какие пути решения данной проблемы он видит

8) Вопросы о фактах – выясняют, как относится респондент к тем или иным фактам социального и иного характера, которые характеризуют проблему

9) Вопросы о мотивах – уточняют мотивацию поступков респондентов, их ценности и интересы

10) Вопросы о социальных явлениях – уточняют, какого рода социальные явления влияют (позитивно/негативно) на проблему и выясняют поступки (действия) респондентов в отношении данных социальных явлений.

 

1) Социологическая анкета обязательно должна содержать 3 части – вводную, основную и заключительную (4 часть анкеты даётся при почтовом и прессовом анкетировании)

2) Структуру частей анкеты нарушать нельзя

3) Вопросы в анкете должны быть обязательно пронумерованы

4) В целом анкета должна содержать 25-40 вопросов по проблеме исследования

5) Нельзя переносить при оформлении анкеты с листа на лист вводную и заключительную части. Основную часть переносить можно

6) Нельзя отделять варианты ответов на вопрос от формулировки самого вопроса (переносить с листа на лист)

7) Вопросы анкеты должны быть краткие по объёму и конкретные по смыслу

8) Вопросы не должны содержать смысловой двойственности (2 вопроса в одном вопросе формулировать нельзя)

9) Вопросы должны быть понятными для всех социальных групп респондентов

10) Вопросы не должны затрагивать индивидуально-скрытые характеристики личности и должны быть корректные

11) Вопросы анкеты не должны содержать специфической терминологии понятной какому-либо определённому кругу респондентов

12) Вопросы в анкете должны располагаться блочно в зависимости от задач исследования (в отношении каждой из задач исследования разрабатывается несколько вопросов анкеты)

13) Варианты ответов на вопрос должны соответствовать смысловой формулировке данного вопроса

 

 

Достоинсва

Недостатки

за короткий промежуток времени можно охватить большое количество респондентов

большой объём информации для анализа и обработки

 анонимность анкетирования

если респонденту неясен вопрос анкеты, рядом нет социолога, который оказал бы ему помощь

сравнительно дешёвый метод сбора информации

 

 нет психологического барьера между социологом и респондентом

 

можно опросить респондентов, которые находятся на дальнем расстоянии от социолога (почтовый и прессовый опрос)

 

  • 1. Прикладные исследования в ИСУ: социологические исследования
  • 2. Социологические исследования в ИСУ – разновидность исследований, в которых общество, коллектив, индивидуум рассматриваются как целостная социокультурная подсистема, влияющая на эффективность, затраты, риск системы управления
  • 3. Этапы социологического исследования 1. Подготовка исследования 2. Сбор первичной информации 3. Обработка и анализ полученной информации 4. Выводы и рекомендации
  • 4. Виды социологических исследований По глубине анализа социальной проблемы: ? Разведывательное (пилотажное, зондажное) ? Описательное ? Аналитическое
  • 5. Виды социологических исследований По цели исследования: ? точечное ? повторное По объему охвата объекта: ? сплошное ? выборочное По месту проведения: ? полевые ? лабораторные
  • 6. Виды социологических исследований По применяемому методу сбора данных: ?опрос (анкетирование, интервьюирование) ?наблюдение ?анализ документов ?эксперимент
  • 7. Опрос - выяснение мнения сообщества по тем или иным вопросам путем прямого обращения к участникам сообщества
  • 8. Достоверность опроса зависит от: ? содержания анкеты или бланка интервью, т.е. перечня и качества вопросов ? качества работы анкетера или интервьюера ? условий проведения опроса
  • 9. Опрос по размеру выборки: групповые и индивидуальные по источнику информации: массовые и специализированные (экспертные)
  • 10. Респондент - источник информации при проведении опроса - человек, чье мнение выясняется в ходе проведения опроса
  • 11. Данные – первичная информация, полученная в результате социологического исследования
  • 12. Формы проведения опросов ОПРОС анкетирование интервьюирование
  • 13. Анкетирование – форма опроса, предполагающая самостоятельное заполнение респондентами особых статистических формуляров (анкет) ? индивидуальное и групповое ? прямое и заочное ? почтовое и раздаточное
  • 14. Правила составления анкеты ? блочная структура ? расположение вопросов: от простых вопросов к сложным ? блок с вопросами биографического характера ? графическое оформление ? объем и содержание вопросов должны быть соразмерны целям исследования, квалификации и характеру занятости респондентов
  • 15. Правила составления анкеты ? чаще выбирают первые позиции, поэтому первыми должны идти наименее вероятные варианты ответов ? чем длиннее «подсказка», тем меньше вероятность ее выбора ? люди мыслят конкретно, поэтому все варианты ответов должны быть выдержаны на одном уровне конкретности
  • 16. Паспортичка - совокупность демографических, экономических и профессиональных сведений о респонденте (пол, доход, возраст и др.)
  • 17. Логический контроль анкеты - проверка соответствие анкеты научным критериям качества Контролируются два основных параметра социологической анкеты: ? правильность формулировки вопросов ? правильность компоновки всей анкеты (композиция)
  • 18. Вопросы 1. по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента) 2. по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные) 3. по функции (основные и неосновные)
  • 19. Вопросы-фильтры – относятся к классу неосновных вопросов социологической анкеты, в задачу которых входит установление основного адресата вопроса Пример: прежде чем спросить о содержании журнала, спрашивают, известно ли о нем респонденту
  • 20. Вопросы-ловушки - разновидность контрольных вопросов, предназначенные для выяснения степени искренности ответов Контрольные вопросы - проверяют устойчивость и непротиворечивость мнений респондентов
  • 21. Интервьюирование - предполагает личное общение с опрашиваемым, когда интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы ? прямое и опосредованное (по телефону) ? стандартизованное и глубинное
  • 22. Наблюдение - сбор первичной социальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место, простейший метод сбора первичной информации ? контролируемое и неконтролируемое ? простое и включенное ? полевое и лабораторное
  • 23. Анализ-документов Документ: ?правительственные материалы ?данные статистики ?документы различных организаций ?деловая корреспонденция ?финансовая отчетность ?публикации в СМИ ?протоколы собраний и т.п. Бумажные и электронные документы, видео- и аудиозаписи
  • 24. Контент-анализ - метод анализа содержания текста документов Можно использовать как основной, так и вспомогательный метод исследования
  • 25. Контент-анализ используется: ?для изучения общественного мнения читателей ?для описания событий, явлений, социальных процессов и социальных изменений в обществе ?для интерпретации ответов на открытые вопросы анкет читателей ?анализ программ TV, радио ?изучение имиджа лидера ?изучение аудитории прессы, телеаудитории
  • 26. Процедура контент-анализа ? в определении изучаемой совокупности документов (в соответствии с критериями) ? выбор документов, которые будут изучены детально ? определить единицу анализа - это просто отдельный элемент или признак того сообщения, которое мы собираемся изучать (слово, словосочетание) ? подсчет числа произнесенных/написанных слов в документе с учетом контекста
  • 27. Эксперимент - попытка изучить влияние одной или нескольких переменных на другие в искусственно созданных условиях сфера экспериментирования в социологии достаточно ограничена
  • 28. Выборочное обследование - представляет собой способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов
  • 29. Генеральная совокупность – все, кого собирается изучить социолог; совокупность тех людей, кто обладает одним или несколькими свойствами, подлежащими изучению
  • 30. Выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кого социолог опрашивает (респонденты)
  • 31. Репрезентативность выборки - означает, что по выделенным параметрам состав выборочной совокупности должен соответствовать пропорциям генеральной совокупности
  • 32. Объем выборки – количество единиц (человек) выборочной совокупности
  • 33. Программа социологического исследования – изложение концепции, общей схемы, инструментария и рабочего плана всего исследования
  • 34. Программа включает: методологическую часть – формулировку и обоснование проблемы, цель, объект и предмет исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования методическую часть – определение выборки, характеристику используемых методов сбора информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки
  • 35. Этапы составления программы 1. Формулировка проблемы 2. Определение цели, задач, объекта и предмета исследования 3. Логический анализ основных понятий 4. Выдвижение гипотез 5. Определение выборочной совокупности 6. Составление инструментария 7. Полевое обследование 8. Обработка и интерпретация полученных данных 9. Подготовка отчета
  • 36. Ключевые мысли 1. Браться за изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно. 2. При помощи количественных распределений ответов социология выявляет типичное мнение большой группы людей. 3. Любой человек должен иметь одинаковую вероятность попасть в выборочную совокупность. 4. Выбор вида исследования диктуется характером поставленной цели и выдвинутых задач. 5. Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. 6. Суть социологического опроса заключается в том, чтобы на основании нескольких сотен мнений людей судить о тысячах и миллионах. 7. Формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, а сама анкета должна соответствовать возможностям респондента.
  • 37. Спасибо за внимание!

 

Сотрудничество по размещению рекламы, статей, интересных новостей по адресу:

г. Тамбов, ул. Шлихтера, 3Б, строение Г, ост. Шлихтера, рядом ТЦ "Европа"

Отдел рекламы: тел./факс (4752) 77-02-93

моб.8915-876-9-876

e-mail: info@tambov-plus.ru

89158769876@yandex.ru

 

 

comments powered by HyperComments
+
Добавить компанию на Тамбов+



Система Orphus